Выбор кайта для unhooked

12 марта 2012 0


К вопросу о провисании строп. Современные элементы кайтбординга, выполняемые в положении анхукед (снявшись с крюка), требуют от кайта не только создания достаточной тяги, но и её регулировки. В положении на руках очень важно, чтобы после отталкивания тяга кайта или, как её ещё называют, нагрузка на планке уменьшалась.


С появлением плоских кайтов в 2006 году произошла целая революция в кайтбординге: новые модели обладали увеличенной (в сравнение с классическими кайтами) тягой, при этом, что было особенно важным, они были способны сбрасывать тягу полностью, оставаясь при этом в лётном положении.

Плоские кайты сделали доступным кайтбординг для широкого круга любителей, не требуя особых навыков. Хождение против ветра и прыжки с переводом кайта стали просты и понятны. Они не требовали больше долгих тренировок.

Но для современных элементов, связанных с прыжками на руках и перехватами планки, новые чудесные кайты подходили слабо. Поэтому большинство спортсменов предпочитала обычные классические кайты. А те из них, кто всё же выступал на плоских кайтах, был вынужден упражняться с настройками.

Последующая пятилетка в кайтостроении прошла под лозунгом, как к большой тяге плоских кайтов добавить легкую нагрузку на планке в положении анхукед.

Несмотря на некоторые успехи, что бы там не говорили в рекламных тестах, чудес не бывает. Давайте поговорим о том, что происходит с кайтом в момент прыжка в положении анхукед.

От чего зависит тяга кайта? От положения в ветровом окне и от лётных характеристик купола. Когда райдер начинает движение, появляется встречный (индуцированный) ветер, который разворачивает ветровое окно, как бы «сдвигая» кайт ближе к его центру.

Чем ближе к центру ветрового окна (центр ветрового окна находится прямо ниже по ветру) находится кайт, тем больше его проекционная площадь и тем больше его тяга.

Плоские кайты за счёт увеличенной проекционной площади (поддержки переднего края) и возможности в большом диапазоне регулировать угол атаки крыла (что тоже увеличивает проекционную площадь) даже на небольшой скорости и приведении планки к себе имеют достаточную тягу.

Тяга классических С-типов напрямую зависит от скорости райдера, потому что эффективная (проекционная) площадь заметно меньше (13 площади кайта поддерживает форму). Чтобы тяги было достаточно, индуцированный ветер должен быть больше, позволяя кайту оказаться в зоне тяги.

Отталкивание – это стопорящее движение, при котором доска делает резкий стоп, разворачиваясь на ветер. При торможении натяжение строп резко увеличивается, и следует рывок кайта, а дальше, т.к. движение замедлилось, индуцированный ветер уменьшается, и кайт вылетает ближе к краю окна, теряя тягу.

Т.к. тяга классического кайта напрямую зависит от скорости, поэтому после отталкивания уменьшение тяги кайта (провисание строп) будет значительным.

Плоские кайты имеют достаточную тягу и при небольшой скорости, что позволяет прыгать на небольших ходах. Что требует значительно меньшего умения владению доской при отталкивании. После рывка, за счет натяжения строп при стопорящем движении доски, тяга остается, так как его положение в ветровом окне изменилось незначительно и даже на приземлении будет заметно выражена.

Кроме провисания стоп нередко говорят о нагрузке на планке. При большой нагрузке на планке впечатление такое, что будто кайт тянет не вверх, а наоборот, вниз.

На плоских кайтах, имеющих большой ветровой диапазон, регулировка тяги осуществляется за счёт значительного изменения угла атаки крыла. Нередко при максимальном приведении планки к себе угол атаки крыла заметно возрастает, что после отталкивания не позволяет кайту уходить на край, он как бы валится задним краем в центр окна.

Если вспомнить, что прыжки и отталкивание на кайте происходит всегда от кайта (чтобы сохранить натяжение строп), то в случае, когда кайт после рывка движется на край ветрового окна, направление тяги будет совпадать с направлением прыжка и не будет сильно нагружать планку при перехвате. В случае, когда положение кайта в ветровом окне после отталкивания изменяется незначительно, или сильно закрытый кайт валится в центр, направление тяги не позволит выпрыгнуть, нагруженная планка будет тянуть в другую сторону.

Выводы

Плоские кайты с поддержкой переднего края позволяют прыгать, отталкиваясь доской с небольшой скоростью, что заметно облегчает первые прыжки в анхукед.

Сохранение тяги плоского кайта после отталкивания облегчает выполнение базовых элементов в анхукед, обеспечивает амплитуду и подхват кайтом после отталкивания. Особенностью такого прыжка будет большая скорость на приземлении.

Прыжки с перехватами планки выполнить на плоских кайтах сложнее, так как нагрузка и тяга на планке после отталкивания сохраняется. В отличии от классических С-типов, на которых тяга напрямую зависит от скорости и после отталкивания заметно уменьшается облегчая перехват и приземление.

Прыжки на С-типах требуют большего мастерства владения доской из-за отталкивания на большей скорости. Поэтому, начиная прыгать в анхукед, целесообразно использовать привычные плоские кайты, а после освоения базовых элементов в анхукед (рейли, фронтролл, бэкролл, s-band) переходить на С-типы, позволяющие быстрее прогрессировать в тренировках перехватов.

Конечно, при достаточном мастерстве и на плоском кайте можно делать базу. Но в условиях соревнований перехваты будут менее стабильны. Причём, плоские кайты меньших размеров имеют более выраженное провисание строп, чем кайты больших размеров. Это объясняет более уверенное выступление прорайдеров на плоских кайтах в сильный ветер и, как это ни странно, более скромные результаты в соревнованиях, проходящих при слабых ветра, даже не смотря на то, что плоские кайты тянут сильнее, просто использовать эту тягу для перехватов не получится.

Достаточно часто приходится слышать от любителей самоуверенные заявления об их быстрой обучаемости в других видах спорта, поэтому им сразу нужно самое крутое чемпионское оборудование, то есть в случае с кайтами - с-тип. Но в кайтбординге такой подход точно не работает. Это очень серьезно усложняет дальнейший прогресс, в плоть до полной потери интереса к собственному развитию во фристайле. Покупайте кайты, подходящие под ваш сегодняшний уровень. Не правильно сразу после обучения пересаживаться на с-тип и потом, с трудом трамвая, гордо объяснять друзьям, что это с-тип и это очень круто. Будьте реалистами. Чудес не бывает!

Источник: Кайт портал Kites.Ru Михаил Соловейкин

Комментарии

0